ФЭНДОМ

Мо-Джаал или Мо'Джаал (англ. Mo'Jaal) — загадочное божество, которому поклоняются многие моряки в Аркадии; особенно широко культ Мо-Джаала распространен на Ке'ене.

The Longest Journey

Впервые встретиться с последователем Мо-Джаала Эйприл может в Меркурии: неразговорчивый Горацио Небевей, капитан «Белого Дракона», истово верит в этого бога, что доставляет Эйприл немало проблем.

Так, например, после доставки Небевею карты выясняется, что Мо-Джаал запрещает морякам оставлять подписи на бумаге, так как тем самым они разбрасываются кусочками своих душ, что может привести к несчастью, поэтому, дабы уговорить капитана поставить крестик в списке доставки, девушке придется обхитрить местного бога, сыграв ему на флейте: Мо-Джаал отвлечется на музыку, так что Небевей сможет расписаться и не понести наказание.

« — Тогда Мо-Джаал всегда отвлекается! Ведь в мире постоянно где-нибудь да звучит музыка!
— Мо-Джаал следит за всеми нами, и если мы нарушим заповеди, его гнев будет страшен.
— Ну ладно, может, вы и правы. А почему бы вам не сменить вероисповедание?
— Ни за что! У нас можно ходить в храм два раза в год и платить очень маленькие пожертвования.
»
— Эйприл Райан и Горацио Небевей о Мо-Джаале

Примечание Рагнара Торнквиста

Мо-Джаал и вера в него являются самой комичной шпилькой Рагнара Торнквиста в сторону организованной религии: несмотря на то, что, по словам Небевея, бога обмануть невозможно, он почти тут же находит лазейку в собственном утверждении, упоминая музыку, а на вопрос, почему бы не сменить религию, обращается к вопросам чисто материальным, но никак не духовным.

Все это, по словам Торнквиста, крайне доступно характеризует современные религиозные течения, которые, в первую очередь, заинтересованы в получении выгоды, и современных верующих, большинство из которых «верят» потому, что так принято, а не по собственному желанию.

Dremfall: The Longest Journey

Десять лет спустя вера в Мо-Джаала была практически искоренена в оккупированной азади Меркурии, так что, к примеру, торговец Ари Кинрин, начав «Клянусь Мо-Джаалом...», быстро исправился на «Во имя Шестерых», вероятно, не желая, чтобы ближайший стражник-азади его услышал.

Также от Кинрина можно услышать о «богах», не «Богине», из чего можно сделать вывод, то вера в Мо-Джаала генотеистическая, то есть предполагает существование и других богов.

В то же время моряки среди Сопротивления, например, Капитан, с удовольствием поминают различные части тела Мо-Джаала, явно таким образом демонстрируя несогласие с режимом азади.